Алтай. День 9. ФСБ. Рерих. Бабушка
Ожидание
«Молиться надо за людей и за себя. Я хочу всем делать добро, а молода — тоже была не подарок. Добро. В чем оно? Да вот Виктор мостик через речку для людей сделал, это и есть добро»
Утро девятого дня. Оказывается, накануне, утомленные долгой дорогой, мы разбили палатку прямо в чистом поле. До Усть-Коксы рукой подать, поэтому зря время не теряем и после завтрака отправляемся получать пропуска.
Усть-Кокса стоит у места слияния двух рек, Коксы и Катуни. Это село хорошо известно в туристической среде: отсюда начинается большинство маршрутов к Катунскому хребту и Белухе. Путешественники, торопясь в дорогу, здесь надолго не задерживаются. Ведь особенных достопримечательностей в селе нет. Скромные деревянные домики. Рынок, где можно прикупить алтайский мед и вкусный местный сыр. Несколько магазинов и кафе. Правда, здесь еще расположена центральная усадьба Катунского заповедника — вот и все, что можно увидеть в Усть-Коксе.<
Отделение ФСБ расположено здесь как будто не к месту. Уж очень контрастно смотрится монументальное здание ФСБ на фоне небольших сельских домиков. Огороженная забором территория, автоматические ворота и охрана — все это сразу настраивает на серьезный лад. Достаем паспорта, сейчас нам выдадут пропуск, и можно будет ехать… Но, как сразу же выяснилось, мы поторопились с планами. В ФСБ нам сообщают, что наши пропуска готовы, но ждут нас не в Усть-Коксе, а в Горно-Алтайске.
Вот это новость! Неожиданная и очень неприятная. Срывается вся программа, мы рискуем не попасть к Белухе и не увидеть самую знаменитую гору Алтая. Сотрудники видят, как мы расстроены, и стараются помочь. Они готовы подготовить новые пропуска прямо здесь, в селе. Но на это уйдет целый день. Так, совершенно неожиданно для самих себя, мы задерживаемся в Усть-Коксе. Думаем, чем нам занять время. Можно было бы сходить на место слияния Катуни и Коксы, посмотреть, как смешиваются прозрачный и молочно-белый потоки. Но сегодня нас подвела и погода — начался дождь.
Мы решили отправиться на машине в село Верхний Уймон. Вот там как раз есть что посмотреть. Село старинное и очень интересное.
Дата основания Верхнего Уймона — 1796 год. Старожили рассказывали, как пришел в эти места русский старообрядец-керженец Гаврила Бочкарев с сыновьями и прочей родней, построил дом и положил начало Верх-Уймону. До конца ХIХ века здесь был религиозный центр алтайского старообрядчества. Село считалось зажиточным и крепким, местные жители строго соблюдали все традиции и обряды. Правила их жизни были очень строгими — не пить, не курить, не лгать, чтить старших и придерживаться веры отцов. С алтайцами старообрядцы неплохо ладили, с давних времен они селились бок о бок, избы и аилы стояли практически рядом.
В 1926 году в эти места приехал известный художник, философ, писатель Н. К. Рерих. Он остановился в одном из домов, где впоследствии основали музей его имени. Туда мы и направляемся.
Небольшой бревенчатый дом в два этажа с деревянными ставнями. Здесь жил Николай Константинович Рерих, его жена и сын во время Центрально-Азиатской экспедиции 1923-1928 гг. К тому времени, Рерихи уже исследовали Тибет и Индию, и теперь планировали увидеть Китай, Монголию и малодоступные места Центральной Азии. В путешествии их сопровождал тибетский лама Геген.
Николая Константиновича очень интересовал Алтай. Он надеялся увидеть древние памятники, познакомиться с обычаями местных жителей и исследовать, как происходило великое переселение народов. Рерих принимает решение остановиться в Верхнем Уймоне, в доме местного жителя Вахрамея Семёновича Атаманова. Отсюда члены экспедиции устраивают маршруты верхом на лошадях в разные точки Алтая. Хозяин дома становится их бессменным проводником. Человеком он был уникальным, знал всё и вся, и Рерих глубоко ценил его знания и опыт.
Всего в Верхнем Уймоне семья Рерихов провела около месяца. Они изучали местный фольклор и легенды, собирали минералы и растения, писали картины и исследовали курганы. Здесь же Н.К. Рерих написал главы своей книги — Учения Живой Этики «Община». Особенно его интересовала старообрядческая легенда о Беловодье — сокровенной стране добра и справедливости, которое должно находиться где-то в этих местах и где «живет Высшее знание и Высшая мудрость на спасение всего будущего человечества». Про Беловодье ему рассказывал Вахрамей Атаманов; по его словам, о чудесной земле его предкам сообщили калмыки и монголы. После этого поиски Беловодья стали заветной мечтой старообрядцев.
И вот, наконец, мы зашли внутрь дома, где располагался штаб Центрально-Азиатской экспедиции. Бревенчатые стены, домотканые половики, деревянные лавки и ставни. А на стенах — картины Рериха. Оживают на них русские былинные богатыри, угадываются уже увиденные нами алтайские пейзажи. Этот дом долгое время находился в запустении: хозяин, Вахрамей Атаманов, был репрессирован, а власти домом не интересовались. Но в 1990-х гг. рериховским обществом была проведена реставрация заброшенной усадьбы, и затем здесь был создан музей.
После музея Рериха мы идем в другой местный дом. Здесь находится еще одна достопримечательность — музей старообрядчества. Потомки переселенцев, бегущих от религиозных преследований и реформ патриарха Никона, живут в этих местах и по сей день. На пороге нас встречает местная жительница. Она работает и смотрительницей маленького музея, и его экскурсоводом. До чего же светлая, милая и обаятельная бабушка! Говорит больше шутками и прибаутками, в которых проскальзывает позабытая современными людьми житейская мудрость. Исподволь, ненавязчиво учит, как жить, как строить семью, как ладить с людьми. Час в общении с ней пролетает, как одно мгновение.
Мы осматриваем бревенчатую избу, узнаем, как строили свой быт местные жители. В доме множество рукоделья. Тут и тряпичные куклы, и вязаные салфетки, и тканые половички, и вышивки. Над входами в комнаты висят белые полотняные шторы с вышитыми узорами. В доме есть настоящая русская печь, расписанная по бокам яркими красками. Во дворе тоже немало интересного. Мы увидели настоящие прялки, плетеные корзины, глиняные горшки и деревянный «колодец-журавль».
Кроме этих двух музеев в Верхнем Уймоне сохранились очень интересные дома из лиственницы, построенные в XIX-XX вв. Они возводились с соблюдением старинных технологий. А двери и оконные наличники расписывались местной жительницей Агашевной. О ней рассказывал в своем дневнике Н. К. Рерих: «И лекарь, и травчатый живописец, и письменная искусница. Распишет охрой, баканом и суриком любые наличники. На дверях и на скрынях наведет всякие травные узоры. Посадит птичек цветистых и желтого грозного лёву-хранителя… Такая искусница!».
За культурной программой время пробежало незаметно. И вот, наконец, раздался долгожданный звонок из ФСБ. Наши пропуска готовы! Мы прощаемся с Верхним Уймоном, возвращаемся в Усть-Коксу, забираем пропуска и сразу же отправляемся в Тюнгур.
Тюнгур — на южноалтайском диалекте значит «бубен». Это маленькое село в 65 км от Усть-Коксы. В нем живут всего 350 жителей. Но зато рядом с селом находятся популярные турбазы — «Высотник», «Зеленый дом», «Тюнгур». Отсюда отправляются экспедиции альпинистов на Белуху. Так что выбор мест для ночлега у нас большой, и мы отправляемся в «Зеленый дом».
На турбазе встречаем группу альпинистов, ребята готовятся здесь к восхождению на Белуху. Знакомимся и с администратором «Зеленого дома», очень приветливой женщиной. Она дает нам отличный совет — перед походом на Аккем обязательно попариться в бане. Настоящая алтайская баня снимает усталость, бодрит и придает сил. Конечно же, такой возможностью нельзя не воспользоваться.
После бани нас ждет ужин в ресторане турбазы «Тюнгур». В этот период туристов здесь мало, поэтому продукты на турбазу еще не завезли, так что на разносолы рассчитывать не приходится. Ну что ж, чем богаты, тем и рады. С ужином заканчиваем быстро, хочется поскорее лечь отдыхать. Силы нам понадобятся, завтра начинается самая напряженная часть программы. На этот раз мы решаем снова переночевать в «цивилизованных» условиях и останавливаемся в деревянном вагончике на территории турбазы.
Трекбэк с Вашего сайта.