Алтай. День 6. Цвета Алтая

День назад Оглавление записей по Алтаю День вперёд

Местный колорит



Мы заснули почти сразу после размещения в аиле. Сказалась накопившаяся от многокилометровых переходов усталость. А на следующее утро, проснувшись и выйдя наружу, первым делом вспомнили легенду о «Верблюжьей шейке». Оказывается, ночью прошел сильный ураган с дождем. Нас надежно укрывали от непогоды бревенчатые стены аила, под шум дождя крепко спалось. А как там Саша и Слава? Они ведь остались ночевать в палатке. Но наши опытные, закаленные путешествиями проводники давно уже на ногах, чувствуют себя прекрасно и весело рассказывают, как палатка всю ночь стойко переносила порывы ветра.

За разговорами собираем вещи. По нашему плану шестой день будет посвящен марсианским пейзажам. Так называются участки в Чуйской степи, внешне напоминающие ландшафты Марса. Не терпится увидеть, на самом ли деле степь может быть похожа на далекую красную планету.



И снова Чуйский тракт. Теперь мы направляемся в сторону Монголии, в направлении села Чаган-Узун. Но прежде чем выехать на основной маршрут, мы не можем не побывать у гейзерного озера. Оно совсем рядом с селом Акташ, находится в заболоченной местности, так что добраться к нему непросто. К счастью, местные жители проложили через болото удобную тропинку из деревянных плашек. Проход по ней платный, но плата символическая, всего 50 рублей.

У озера несколько названий — Гейзерное, Голубое и Серебряное. Последние два названия связаны с цветом воды. Дело в том, что на дне этого небольшого водоёма много голубого ила очень красивого оттенка. В центре озера находятся термальные источники, которые поднимают ил на поверхность. В результате вода приобретает красивейший ярко-голубой цвет, а на водной глади возникают разводы. Они складываются в картины самого фантастического и причудливого вида. Озеро кажется неземным, перенесенным на Алтай из космоса, с какой-то неведомой нам планеты. Зелень вокруг очень яркая и сочная, так что создается невероятный контраст цветов и оттенков.

Стоя рядом с этим прекрасным озером, любуясь им, мы думали о похожих озерах — в США или, например, в Исландии. Ежегодно тысячи туристов едут полюбоваться их красотой. В том числе и наши соотечественники, даже не подозревающие, что такое же чудо есть и на территории России. Странно, что наш народ недостаточно хорошо знает собственную страну, мало путешествует, исследует и познает Россию, предпочитая дальние страны. За последние десятилетия мы объехали много стран, но сколько неизведанного и прекрасного ждет нас дома! Где еще найдешь землю с таким разнообразием природных зон, с пустынями и ледниками, морями и альпийскими лугами, гейзерами и вулканами, историческими памятниками и следами древних цивилизаций? Конечно, порой непросто добраться до Русского Севера, Сахалина, Алтая или Камчатки. Но мы уверены, посетившие эти места разочарованными не останутся. Возможно, им удастся по-новому увидеть просторы и красоту родной страны.



За разговорами время летит быстро. И вот мы, наконец, подъезжаем к селу Чаган-Узун. Оно находится в устье Чуи, в том месте, где в нее впадает река Чаган-Узун. По ее названию, собственно, и дали имя старинному селу. В переводе Чаган-Узун – это «белая вода». У речной воды оттенок молока, перемешанного с мелом. Специалисты считают, что причина этого — горный ледник в самом начале притока Чаган-Узун. Давно известно, что прозрачные реки берут начало из снегов или водных ключей, а мутные — из ледников.

В село мы решаем заглянуть на обратном пути. Нас интересует не столько оно, сколько степь прямо за ним. Это и есть цель сегодняшнего путешествия. Видимо, чтобы гости случайно не перепутали, куда идти, и не заблудились, для них поставлен деревянный указатель с надписью «Марс». «Марсов» на Алтае целых два. Точка «Марс-1» прямо перед нами. Да, это самая настоящая «красная планета». Здесь можно снимать фильм «Марсианские хроники» по Рэю Бредбери. Вокруг практически нет растений, голая земля. Цвет почвы варьируется: то ярко-красный, то терракотовый, то бурый, то оранжевый. Красноватый оттенок придает очень высокое содержание в почве сульфида ртути. Его еще называют киноварью. Заброшенный рудник по добыче киновари до сих пор сохранился за селом. Долину окружают горы с расщелинами. Они совсем невысокие, непохожие на те, что мы уже успели повидать на Алтае. Но ближе к горизонту горы «вырастают».



«Марс-2» расположен дальше. До этого участка надо пройти еще несколько километров по тропе. Удивительно, как сразу меняется пейзаж вдоль дороги. Появляются травы и деревья, горы становятся выше, а цвет их — причудливее, с вкраплениями синего, серого и фиолетового. Явный признак того, что «Марс-2» совсем недалеко.

Радужные горы — вот, пожалуй, самое точное описание второй марсианской долины. Здесь преобладают синий и фиолетовый цвета, но вообще цветовая палитра очень богатая. При удачном освещении возникает интересный визуальный эффект. По горам будто бы растекаются акварельные краски. Только ради этого вида стоило проделать долгий путь.

Вдоволь налюбовавшись, возвращаемся обратно к «Марсу — 1». И здесь нас ждет встреча с местными жителями. Коренные алтайцы обитают в этих местах испокон веков. Как и их предки, пасут верблюдов и живут в настоящих юртах. На правах хозяев они берут с нас «дань» за посещение марсианских долин. Делать нечего, достаем деньги. Но нас вознаграждают за это с лихвой. Дело в том, что накануне ураганом снесло юрту. Как раз к нашему приходу ее стали восстанавливать, так что нам посчастливилось наблюдать за этим процессом. Кроме наглядной демонстрации, хозяин провел «экскурсию», из которой мы узнали много интересного о юртах.



Итак, алтайская юрта или «место, где живет семья». Для ее постройки нужны, прежде всего, «канаты». Это деревянные решетки, сделанные из жердей строго определенного размера и соединенные нитками из верблюжьей кожи. Они служат основой, каркасом. Затем понадобятся прутья-обручи и войлок. Канаты связываются вместе с помощью тех же кожаных полосок, укрепляются обручами и покрываются сверху войлоком, а иногда — звериными шкурами. В старые времена покрытием служила обычная древесная кора. Конечно, это относилось к юртам бедняков, ведь на покрытие небольшой юрты требовалось немало шкур.



Мы не могли удержаться и попросили разрешения осмотреть одну из юрт изнутри. Когда еще придется увидеть настоящее, а не туристическое, жилье алтайца? Скажем сразу, внутренний облик аутентичной юрты нас поразил. Внутри царил хаос и беспорядок. Запомнились некоторые детали: в юрте две половины, мужская и женская. В центре — очаг, чугунный таган. Кстати, очаг для алтайца — основное место в доме. Нередко можно увидеть, как местные женщины кидают в огонь кусочки пищи. Таким образом они благодарят очаг за тепло. А вот плевать или сжигать в огне очага мусор совершенно недопустимо. И переступать через очаг ни один алтаец не станет. Это считается оскорблением очага.



Пользуясь случаем, хочется побольше рассказать о том, кто же такие алтайцы. Сейчас это немногочисленный народ, около 70 тысяч человек. Алтайцы — это общее название. На самом деле они делятся на телесов, телеутов, тубаларов и кумандинцев. В их диалектах, культурных и бытовых традициях есть немало особенностей и различий. На юге Алтая живут телеуты и телесы, а на севере селятся кумандинцы и тубалары. Родными языками владеют очень немногие, алтайцы предпочитают общаться на русском.



Традиционными занятиями северных алтайцев издавна были охота и рыболовство. Южные занимались, в основном, скотоводством, вели кочевой или полукочевой образ жизни. Среди жителей горного Алтая всегда было много искусных кузнецов.

Духовная жизнь алтайцев — совершенно особое явление. Часть из них – православные. В этих краях православная церковь вела активную миссионерскую и просветительскую работу. Есть среди алтайцев шаманисты, сохраняющие традиции предков. Но вот встретить настоящего алтайского шамана очень непросто. Дело в том, что в 20-е годы прошлого века против шаманов велась настоящая война со стороны советских властей. Большинство погибло в сибирских лагерях. Традиция шаманизма надолго пресеклась. Сейчас она восстанавливается, но определить, настоящий ли шаман перед вами или просто аттракцион для туристов, задача не из простых. Подавляющее большинство местных жителей исповедуют бурханизм. Это особенное религиозное и национальное течение, которое появилось именно на Алтае, в начале ХХ века. Последователи называли бурханизм «белой» или «молочной верой», отвергали существование злых духов и верили в верховное божество Ак-Бурхана. Сейчас около 80 процентов верующих алтайцев — именно бурханисты.

Что касается традиционных, старинных верований, то здесь интересен культ тёсов. Тёсы — это семейные и родовые покровители, «духи предков». Само слово тёс означает начало или основание. Алтайцы делали их изображения, молились, «кормили», чтобы задобрить и получить милость для семьи и рода. Обряды поклонения тёсам совершались в присутствии шамана и под звуки священного бубна. Верили алтайцы и в черных духов, глава которых, Эрлик, правит подземным миром. Все несчастья связывались именно с ним. Например, болезни, по убеждениям алтайцев, насылались Эрликом, чтобы люди приносили ему больше жертв. Если же умилостивить подземного владыку не удавалось, Эрлик забирал душу себе в услужение.

Немного о местных обычаях. Один из самых популярных праздников местных жителей — тяжыл-дыр, «зеленые листья». Во время праздника алтайцы просят у духов послать им хорошую зиму. Алтайский новый год отмечается по лунному календарю. Это очень интересная традиция, совершенно не похожая на привычный для нас новогодний праздник. Старейшины собираются вместе и разжигают костер. Затем кладут в огонь мясо и хлеб, кропят еду молоком и читают молитвы, прося благословения для своей земли. Тот же самый обряд проводится на празднике тяжыл-дыр.

Раз в два года на Алтае проводится Эл-Ойын — фестиваль народных игр. Его можно назвать международным, так как участие принимают не только алтайцы, но и делегаты Монголии, Тувы, Казахстана. Праздник очень веселый, выступают артисты, организуются спортивные состязания и конкурсы.

В быту алтайцы неприхотливы. Их еда типична для степных кочевых народов. Прежде всего, это мясо — альфа и омега их рациона. В основном, баранина, конина и говядина. Алтайцы употребляют в пищу много молочных продуктов, очень любят пресные и кислые сыры и сквашенное молоко — айран. Популярен и кумыс — напиток из кобыльего молока. Из круп особенно часто используется перловка или ячмень. Традиционные жилища алтайцев — аил и юрта, о них мы уже рассказывали. Впрочем, многие современные алтайцы выбирают для постоянного проживания избы, так как они более просторны. Аилы, тем не менее, есть почти у каждого.

Пообщавшись с жителями Чаган-Узуна, мы едем ночевать на турбазу Тыдтуярык. Выбор места не случаен, здесь работает Сашина подруга – Катя.

Турбаза-кемпинг находится недалеко от границы с Монголией. Не верится, но когда-то на этом месте был шумный рынок. Здесь торговали русские и китайские купцы, заключались сделки и налаживались экономические и политические связи. Теперь в долине Тыдтуярык стоят войлочные юрты, готовые принять туристов и походников.



Первым на территории кемпинга нам встречается колоритный чёрный козел с яркой ленточкой на шее. Это местный обитатель, он не боится незнакомых людей и ведет себя очень дружелюбно. Охотно дает себя погладить и ходит за нами, как собачка. Чуть дальше видим вольер, в котором живет самый настоящий верблюд, тоже вполне ручной. Много кошек, но в отличие от козла и верблюда, они ведут себя более независимо.



Хотя турбаза предлагает большой выбор юрт для ночлега, мы решаем провести ночь в палатке. Катя знакомит нас с жизнью базы и приглашает на ужин в юрту-кухню, где мы с комфортом размещаемся за большим деревянным столом. Помимо ужина нас ждет еще и чай, но не простой, а тибетский, часуйма. Он очень популярен в Тибете, Китае, Бутане и других странах. Оттуда пошла и традиция чаепития: гость отпивал чай маленькими глотками, а хозяин постоянно наполнял его чашку. Честно говоря, вряд ли бы мы выдержали именно такой способ чаепития. Вкус напитка специфический и очень непривычный. В состав входит спрессованный пуэр, молоко, соль и масло. Калорий в таком чае очень много, но зато он полезен, а в непростых погодных условиях – даже незаменим.



Тибетским напитком, приготовленным собственноручно, угощает нас новый знакомый Дэн, он – архитектор, приехал на Алтай, чтобы построить какой-то важный объект на территории турбазы. Чаепитие проходит в очень веселой обстановке. Мы слушаем, как Дэн поет песни под гитару. Кроме этого, Катя показывает нам свою коллекцию камней из марсианских долин и рассказывает увлекательные истории об особенностях местной жизни.

За приятной беседой можно просидеть и до третьих петухов. Жаль, но такой возможности у нас нет. С утра мы отправляемся в долину Актру, надо хорошенько выспаться. Поэтому прощаемся с гостеприимными жителями Тыдтуярыка и отправляемся ночевать в нашу палатку.





День назад Оглавление записей по Алтаю День вперёд


Теги: ,

Трекбэк с Вашего сайта.