Алтай. День 15-16. Дорога домой

День назад Оглавление записей по Алтаю

Спускаемся с гор

Сегодня с утра нам немного грустно. Предстоит обратный путь до «Зеленого дома», где мы оставили машину. Кажется, так недолго мы пробыли в Аккемской долине, но успели привыкнуть и полюбить это фантастическое место. А расставаться всегда сложно. Мы собираем вещи, сворачиваем лагерь.

Еще раз проходим по долине, стараясь запомнить ее, запечатлеть в памяти во всех деталях: сказочный вид на Белуху, молочно-белую воду озера, горы, уходящие ввысь и, кажется, подпирающие своими вершинами небо, пряный запах диких трав…

Всё. Наши пожитки уложены в рюкзаки, пора возвращаться. Мы заходим в домик пограничников, прощаемся, а потом — вниз, по уже пройденному нами пути. Обратная дорога кажется намного легче и быстрее. На короткое время останавливаемся в «Горном приюте Ак-Кем». Это очень уютный благоустроенный лагерь, находится прямо в лесу. Недолго отдыхаем и, кстати, пробуем очень вкусные блинчики с вареньем из местных ягод. Такие приятные мелочи очень украшают походную жизнь!

Но через полчаса привал окончен, и нам снова пора в дорогу. Идем по лесной зоне, что для пешего перехода очень приятно. День сегодня теплый, солнечный, но деревья создают прохладную тень. Дальше — участок немного сложнее, по узкой тропе над рекой. И, наконец, самое трудное для нас место — переход через реку по бревну. Бревно не очень широкое, приходится в буквальном смысле балансировать с рюкзаком за плечами. Но вот уже и река позади. Мы вышли на широкую дорогу, колею от колес грузовиков, а значит до прежнего места стоянки у «Трех берез» осталось совсем немного.

Наступает вечер. Мы разбиваем лагерь, ставим палатку. Очень торопимся, ведь погода явно портится. Небо затягивает тучами. Кажется, вот-вот начнется дождь, сверху уже срываются первые капли. Установив палатку, мы забираемся внутрь и начинаем готовить ужин на газовой горелке.

К счастью, тревога оказывается ложной. Вскоре кто-то из нас выходит наружу и тут же зовет остальных. Нас ждет изумительное зрелище. Вместо того, чтобы пролиться дождем, небо устраивает настоящее световое шоу. Облака окрашены в оранжевые, сиреневые, розовые, золотистые и пурпурные тона. Они складываются в причудливые фигуры, и, как в волшебном калейдоскопе, картинка постоянно меняется, восхищая нас — невольных зрителей этого чуда.

О том, чтобы провести вечер в палатке, мы и думать забыли. Наслаждаемся тем, как закат отбрасывает розоватую тень на горный склон, как солнце уходит за горизонт, а откуда-то из-за горных вершин ярко пылают его последние лучи. Не найдется таких слов, эпитетов и определений, чтобы описать ту грандиозную картину, которую нам удалось увидеть.

Вот и все. Прекрасное, к сожалению, недолговечно. Подарив нам на прощанье игру красок, солнце окончательно скрывается за холмами. Наступает наша предпоследняя алтайская ночь. Мы мирно готовимся ко сну. Как всегда, ужин, чай и беседы. Но напоследок нам достается еще один алтайский «сюрприз», на этот раз не самый приятный. Засыпая, мы услышали неподалеку медвежий рев. Похоже, что какой-то медведь возмущен присутствием чужаков и пытается прогнать нас со своей территории. Достав из рюкзаков фальшфайеры и положив их на всякий случай поближе, мы крепко уснули до самого утра.

Сегодня нам предстоит пройти пешком от «Трех берез» до Тюнгура. Это примерно 15 километров. Дальше мы поедем на машине. Первая часть нашего пешего пути пролегает по лесной зоне. Идти в лесу легко и весело. Солнце светит сквозь листву, отбрасывая на тропинку причудливые тени. Кругом сотнями голосов перекликаются птицы. Журчат прямо под ногами прохладные лесные ручьи. Какой же прекрасной и безмятежной кажется жизнь!

Выходим из леса. И перед нашими глазами возникает перевал Кузуяк. Мы видим его, как будто в первый раз. Несколько дней назад мы уже проезжали в этом самом месте. Но из кузова грузовика, как нам кажется, вид совсем не такой. Теперь придется обойтись без шишиги, полагаясь исключительно на свои силы и выносливость.

Легкая лесная дорога остается позади. Вторая часть маршрута проходит по открытой местности, где нет ни малейшей тени. И мы сразу, что называется, почувствовали разницу. Тут уже не до прекрасных пейзажей, не до восхищения видом далеких гор, не до цветов, в изобилии растущих вдоль дороги. Оказывается, солнце, которому мы так радовались в предыдущие дни, может быть очень беспощадным. Стоит невероятная жара! Даже легкий ветерок, изредка обвевающий нас, не спасает. Как же передать эти ощущения? Казалось, что в растопленной бане холоднее, чем при подъеме на Кузуяк. Лямки нагруженных рюкзаков оттягивают плечи, тяжелые трекинговые ботинки повисли на ногах, как свинцовые грузила, и конца-края переходу не видно.

Во время стоянки в лесу мы набрали с собой холодной ключевой воды. Сильная жажда заставляет то и дело доставать бутылки, делать глоток-другой, смачивать лицо. Но скоро и это маленькое утешение становится недоступным. Под солнечными лучами бутылки быстро нагреваются. Вода становится омерзительно теплой. Пить ее — никакого удовольствия, но мучает непрерывная жажда. А потом вода совсем заканчивается. Остатки ее выливаем на головы. Почти незаметный ветерок на мгновение освежает нас, но капли тут же испаряются. Теперь мы идем без воды по раскаленной дороге под обжигающими лучами солнца.

После испытания, которое устроил нам Алтай, мы просто не поверили своим глазам, когда на горизонте показалась наша турбаза. Наконец-то! Мучительный, окончательно вымотавший нас переход через Кузуяк остался позади.

Сразу же отправляемся в баню восстанавливать энергию, смывать дорожную пыль и грязь. Разве можно по-настоящему оценить такие привычные удовольствия в городских условиях, где к твоим услугам все виды транспорта, а в квартирах всегда есть и горячая, и холодная вода? Нет, только лишившись на время благ цивилизации, которые мы воспринимаем, как нечто обыденное, начинаешь ценить и понимать их значение. Так уж сложилось, что самую большую радость нам доставляют очень простые вещи.

А еще у нас в машине остался запас чистой «московской» одежды. Переодеваемся в нее: она еще пахнет порошком и напоминает, что где-то там, далеко, есть большие города. Удивительно все же! Чуть больше двух недель — срок совсем небольшой. В Москве это время пролетело бы очень быстро, серыми буднями, о которых трудно хоть что-то вспомнить по прошествии времени. А семнадцать алтайских дней превратились для нас в целую жизнь, вместившую невероятное количество испытаний, приключений, страхов, препятствий, радостей и нового опыта.

Саша нам рассказывает, что в этих местах продается вкуснейший высокогорный алтайский мёд — приобрести его можно только здесь. И хотя мы уже успели запастись несколькими сортами в самом начале путешествия, но и тут не можем устоять: покупаем и высокогорный. К слову сказать, не пожалели об этом ни разу. По вкусу и консистенции он напоминает, скорее, сливочную помадку. А дальше наступает время уезжать. Дорога дальняя, целых 650 км. Но теперь мы уже можем расслабиться и просто любоваться мелькающими за окном пейзажами, думать и вспоминать о том, что довелось увидеть. А увидели и узнали мы немало. И невероятной красоты пейзажи, и аскетичный быт местных жителей, и суровые природные условия, не прощающие промахов и слабостей, и связь «мест силы» с Космосом, и древние шаманские традиции — все это Алтай, в котором бок о бок уживаются несовместимые, казалось бы, вещи.

Сегодня погода заметно испортилась, весь день идет дождь. Но ближе к вечеру дождь, наконец, прекратился, и вот он — последний и неожиданный подарок Алтая. Прямо над лесом, вдоль дороги раскинулась огромная, невероятно яркая радуга. Один ее край уходит далеко за холмы, другой — прячется в лесных зарослях. Конечно, мы останавливаем машину и выбегаем на обочину полюбоваться этой красотой.

Километр за километром по Чуйскому тракту. Дорога убегает из-под колес машины, все дальше от нас остаются горы, все ближе — города. Когда окончательно стемнело, и ехать стало рискованно, мы решаем заночевать в дорожных условиях, останавливаемся на обочине дороги и засыпаем прямо в машине.

Сегодня последний день нашего путешествия.

Мы приезжаем в Горно-Алтайск. До рейса в Москву еще много времени, Слава и Саша приглашают нас к себе в гости. Отличная возможность провести время в уютной домашней обстановке, с людьми, которые за эти семнадцать дней стали для нас не только гидами-проводниками, но и близкими друзьями. Больше двух недель мы были все вместе, делили радости и трудности. Мы постоянно ощущали их заботу и поддержку, полагались на их профессионализм, и ребята ни разу не подвели нас. Они показали нам Горный Алтай с разных сторон, познакомили с одним из прекраснейших мест на планете. Следует признать, что именно благодаря Саше и Славе большое алтайское путешествие сложилось так удачно, разнообразно и интересно. Как же нам будет не хватать в Москве вечернего Сашиного чая из алтайских трав и смешных рассказов Славы! Надеемся, что нам когда-нибудь доведется вернуться в эти места, снова встретиться с ребятами и отправиться вместе по новым, еще не пройденным маршрутам.

Аэропорт. Грустное прощание. Впрочем, это светлая грусть. Ведь каждое расставание в то же время — надежда на новую встречу! Об этом мы думаем, садясь в самолет, который через несколько часов вернет нас в Москву.